MENU
MENU
Главная » 2008 » Январь » 15 » Воскресенский Новоиерусалимский монастырь
14:46
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь
Ставропигиальный Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь.

 

    
    25 июля 1652 года  Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Никон согласился принять предложение лишь после обещания царя не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись «послушати его во всѣм, яко начальника и пастыря и отца краснѣйшаго».
     В 1656 году, только что начавший церковную реформу патриарх Никон распорядился о строительстве нового монастыря. Вполне в духе господствовавшей идеологии "Москва — Третий Рим", монастырь должен был стать религиозным центром всего православного мира.
 
(Основатель монастыря св. Патриарх Никон, 1656 г. В альбоме:"На память из Нового Иерусалима".
Фотография с изображений.  Галерея изображений патриарха Никона.)

     По замыслу, монастырь должен был копировать сооружения Святой Земли (и называться Новый Иерусалим), а главный собор — храм Гроба Господня в Иерусалиме.

    Реку Истру переименовали в Иордан (Иордань). Также окрестные холмы и деревни получили новые, библейские, названия, как то Вифания, горы Фавор и Елеон, поток Кедрон. Для пущего сходства, в Палестину был командирован монах Арсений Суханов, который произвел обмеры и составил чертежи храмов.  
 
(Вид на Новоиерусалимский монастырь из космоса)
 
 
(Гравюра 1852 года)
 
     Масштабы Нового Иерусалима были намеренно уменьшены по сравнению с Иерусалимом настоящим, так что монастырь представлял собой именно образ Святой Земли, а не попытку ее собой заменить. В 1658 году на насыпанном холме в излучине Истры началось строительство собора. Сам Никон в 1658 году из-за явных разногласий с царем Алексеем Михайловичем объявил, что слагает с себя патриарший сан, и до 1664 года жил в скиту в Новоиерусалимском монастыре.
  
(Иерусалим, Храм Гроба Господня)
 
 
    Затем он все же вернулся в Москву, где в 1666 году был лишен сана и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Уже при новом царе, Федоре Алексеевиче, он смог получить разрешение вернуться в Новый Иерусалим, но умер по дороге. Никон был похоронен в Новоиерусалимском монастыре.

(Новый Иерусалим. Открытка 1900 г.)
 
     После опалы и смерти Никона монастырь не был заброшен. Напротив того, строительство в 1678 году было возобновлено. В конце XVII века деревянную монастырскую ограду заменили на каменную стену с башнями и надвратной церковью. Перестройка велась по проекту одного из самых знаменитых русских зодчих Якова Григорьевича Бухвостова. Традиция привлекать к строительству монастыря лучших архитекторов впоследствии была продолжена — так, когда в 1723 году обрушился шатер над часовней Гроба Господня, его восстановлением занялся Франческо Бартоломео Расстрелли. В позднейших перестройках участвовали Матвей Федорович Казаков, Андрей Никифорович Воронихин и Константин Андреевич Тон.

(Купол Воскресенского собора монастыря и ротонда, фото 2007 г.)
 
     Уже в правление Петра, В 1698 году у стен монастыря произошло сражение между восставшими стрелецкими войсками и верными правительству частями под руководством генералиссимуса Алексея Шеина. Стрельцы были разгромлены и большая их часть позже казнена, что открыло дорогу петровским реформам. Как раз при Петре в первой половине XVIII века монастырь пережил упадок — именно тогда обрушился шатер, но позже постепенно превратился во влиятельный религиозный и культурный центр. Он обладал одной из богатейших в стране библиотек. Практически все известные нам фигуры русской истории и культуры второй половины XVIII и первой половины XIX века побывали тут как паломники. После революции монастырь был закрыт и в 1921 году превращен в музей. Во время трехнедельной оккупации в 1941 году музей был разграблен, а монастырь взорван — разрушены башни и колокольня, сильно поврежден собор. Сейчас Новоиерусалимский монастырь практически весь (кроме колокольни и внутреннего убранства собора) восстановлен, а с 1994 года является действующим.
 
(Воскресенский собор монастыря. Вид с востока. На переднем плане - полуподземная церковь
Константина и Елены, обрамленная рвом, фото 2007 год)
 
     В центре монастыря находится Воскресенский собор, который строился с 1658 по 1685 год. Его планировка довольно точно соответствует прототипу — храму Гроба Господня в Иерусалиме. Внутренняя и внешняя отделка, придуманные лично Никоном, наоборот, совершенно другие.
 
(Воскресенский собор. Вид с юга. Гравюра)
 
(Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря. Вид с севера.
Слева от входа - Успенская церковь. Лубочная картинка. XVIII век)
 
 
     Сам собор представляет из себя крестово-купольный одноглавый храм. С запада к собору пристроена часовня Гроба Господня с огромным шатром (высотой 18 метров). Ничего похожего в русской архитектуре не существует. В северной части храма — Успенская церковь (действующая), в которой находится ладонь великомученицы Татьяны — главная святыня монастыря.
     С юга когда-то была колокольня (она изображена на гравюре), так и не восстановленная после войны. Наконец, с востока пристроена полуподземная церковь Константина и Елены.
           
 
(Полуподземная церковь Константина и Елены, фото 2007 г.)
 
     Первое, что видят входящие в главные ворота Нового Иерусалима – это церковь святых равноапостольных Константина и Елены, углубленную в землю на шесть метров. На такой глубине, по преданию, царица Елена обрела в Иерусалиме Животворящий Крест. Строительство церкви тянулось долго: при Никоне был вырыт котлован, а освящена она была только в 1690г. При рытье котлована на месте, соответствующем месту обретения Креста, забил источник, что осложнило работы. Украшен храм скромнее, чем основная часть собора: лепнина присутствует только на потолке и столпах. При этом особым богатством убранства отличается глава: окна украшены наличниками-картушами с раковинами наверху, между окон расставлены пилястры с пышными коринфскими капителями. 
 
(Внутренний вид полуподземной церкви Константина и Елены, фото 2007г.)
    
     Изначально в Воскресенском соборе было заложено 14 приделов. В XVIII-XIX вв. богатые богомольцы и члены царской семьи устроили еще 15 приделов. Основной объем собора увенчан массивным световым барабаном, обильно украшенным полихромными изразцами и с большой золоченой луковичной главой. Сам собор снаружи богато украшен резными наличниками, карнизами, фризами, балюстрадами; многие детали декора были выполнены из тех же  изразцов, изготовленных Степаном Полубесом и Игнатием Максимовым – известными белорусскими мастерами. Уникальные керамические иконостасы в пяти приделах были выполнены также белорусским мастером Петром Заборским, наставником Полубеса и Максимова.
 
("Павлинье око")
 
   Самый известный и красивый рисунок, украшавший собор, назывался «павлиньим оком» и представлял собой стилизованный цветок граната, похожий на глазки на перьях в хвосте павлина. Сейчас эти изразцы сохранились только на апсиде основной части собора, снаружи и внутри; вообще же она была очень распространена в декоре храмов Московской земли в XVII веке.
 
(Воскресенский собор монастыря. Вид с юга, фото 2007 г.)
 
     Со стороны кажется, что центральная часть Воскресенского собора как бы теряется среди многоглавия подземной церкви Константина и Елены, примыкающей к ее апсидам, и высокого шатра – главной доминанты не только собора, но и всего Новоиерусалимского монастыря. Южный фасад собора очень близок к Иерусалимскому храму. Перспективные порталы обрамляют двойные врата – Красные и Судные. Основным входом в храм служили Красные врата, украшенные дубовой золоченой резьбой, изображавшей сцены из Священного Писания. Ныне эта резьба почти полностью утрачена.
 
     Восточнее Красных и Судных врат в стене есть вход в гробницу Патриарха Никона. Сразу после смерти Никон был похоронен в церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи, а в XVIII веке в южной стене над местом погребения был пробит арочный проем, давший возможность подходить к гробнице через Архангельский придел. В изножии гробницы стоит плита со стихотворной эпитафией, написанной архимандритом Германом.
 
(Придел Воскресенского собора)
 
     Основными частями сложной композиции центральной части собора можно назвать главный алтарь с Горним местом, вокруг которых располагаются части храма, символизирующие крестный путь Христа и события, предшествующие воскресению: камень Миропомазания, «жалостный путь» на Голгофу, церковь Воздвижения Креста Господня (Голгофская), придел Поругания Господня, или Тернового Венца, церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи («Гроб Адамов»). В замысел композиции грандиозного храма входило показать все эпизоды от последних дней Христа до его Воскресения, которому и посвящен весь монастырь. На обустройство приделов и Голгофской церкви давали средства и члены царской семьи, и богатые дворяне.
 
(Временный алтарь Воскресенского собора)
 
     Своды центральной части собора поддерживают четыре массивных столпа, изукрашенных барочной лепниной и фресками. Уровень пола здесь выше, чем в остальных частях здания. По всему периметру крестовой части собора расположен выложенный из изразцов текст «Сказания о церковных таинствах», составленного Патриархом Никоном и датированная 1 сентября 1666г. Центральный иконостас в 12 ярусов, изготовленный в начале 1680-х гг., погиб во время Великой Отечественной войны, сейчас на его месте – простой временный, в один ярус и с новодельными иконами. За иконостасом – колоссальных размеров алтарная часть со ступенями, ведущими к Горнему месту.
 
(Внутренний декор Воскресенского собора)
 
      Центральную часть и ротонду Живоносного Гроба Господня соединяет высокая «Царская арка». В центре помещается часовня, называемая Кувуклией («опочивальней») и состоящая из пещеры Гроба Господня и придела Ангела. Сама ротонда повторяет Иерусалимский прототип, построенный в VI веке, с деревянным шатром. Однако первоначальный замысел деревянного шатра в Новом Иерусалиме был изменен, и в 1680-х гг. завершение ротонды над Кувуклией было сделано из кирпича. Но конструкция оказалась слишком тяжелой и не выдержала собственного веса: в 1723г. шатер обрушился и только по счастливой случайности никто не пострадал – все были на праздновании Вознесения Господня у Елеонской часовни. В 1726г. к обрушению в соборе добавился пожар, приведший здание в совершенно плачевное состояние. Только в 1730-1731гг. начались работы по восстановлению собора, в которых были заняты лучшие зодчие этого времени. Руководил работами Иван Федорович Мичурин (впоследствии главный архитектор Москвы). Сильно разрушенная ротонда была восстановлена заново с использованием старого кирпича, заново изготовлены изразцы для наличников и фризов. Оставался нерешенным вопрос с реставрацией шатра. Наконец в 1756-1759гг. по проекту архитектора Бартоломео Растрелли и инженера В.Бернардаччи московский архитектор К.И.Бланк начал возводить новый деревянный шатер с 60-ю люкарнами, между которыми на внутренней стороне были размещены картины на сюжеты Священного Писания. Тогда же была заново сделана Кувуклия, оформленная, как считают исследователи, также по проекту Растрелли, в барочном стиле, с резными деревянными украшениями и изразцами.
 
    Весь комплекс богато украшен изразцами. В соборе даже был единственный в России полностью изразцовый иконостас, из десяти панелей которого сохранились семь.
 
(Декор Успенской церкви в Воскресенском соборе)
       
     Большая часть строений монастыря была возведена в короткий период в конце XVII века. С западной стороны от собора стоят в ряд Больничные палаты (1698), Трапезные палаты с церковью Рождества Христова (1686-1692, символизирует Вифлеем) и палаты архимандрита (1750). Углом к ним вдоль северо-восточной стены построены дворец царевны Татьяны Михайловны (конец XVII века) и братский корпус. Рядом — Кузнечные палаты (1690-1694).
 
(Церковь Рождества Христова (1686-1692), фото 2007 г.)
  
(Вид с  Входоиерусалимской надвратной церкви на внутренний двор монастыря,
на братский корпус в центре, за ним - дворец Татьяны Михайловны, справа - крыша кузнечных палат,
башни - Ефремова (справа), "Варуха" и Иноплеменничья, фото 2007 г.)
 
(Вид на трапезные палаты (слева) и на палаты архимандрита, фото 2007 г.)
 
(Дворец Татьяны Михайловны, фото 2007 г.)
 
 
(Братский корпус - слева, Кузнечные палаты, фото 2007 г.)
 
     Ограда монастыря была построена в 1690-1694 годах (архитектор Яков Григорьевич Бухвостов) и включает восемь башен — Гефсиманская, Сионская, Давидов Дом, Елизаветинская надвратная (только такой в Иерусалиме не было), Иноплеменничья, Варуха, Ефремова, Дамасская.
    
(Вид с монастырской стены на башню "Давидов дом" и внутренний двор монастыря.
Справа - больничные палаты, фото 2007 г.)
 
     Бухвостов построил также святые ворота с надвратной Входоиерусалимской церковью (1694-1697), к которым примыкают Наместничьи и Караульные палаты.  
 
(Вид на Входоиерусалимскую надвратную церковь и на Воскресенский собор, фото 2007 г.) 
 
 
(Святые ворота Воскресенского Новоиерусалимского монастыря,
фото 2007 г.)
 
     Сейчас внешняя реставрация монастыря почти окончена, недостает лишь колокольни, работы по возведению которой только начинаются. Пока уцелевший Трехсвятительский колокол установлен на временной звоннице с юга от собора. Внутренняя отделка монастыря еще продолжается. 
 
 
(Трехсвятительский колокол на временной звоннице)
 
 
     В мастерской Нового Иерусалима  реставраторы восстанавливают старые изразцы:
 
Изразец. Новодел.
Для Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря.
Фриз "Павлинье око". Автор Степан Полубес.
Копия 1990
Печные изразцы из трапезных палат
 
 
 
Краткая хронология Нового Иерусалима
 

1649-1650 - иеромонах Арсений (Суханов), находившийся в составе русского посольства, начинает составлять проскинитарий - подробное описание храмов и городов Святой земли с детальными обмерами главных святынь, в том числе храма Гроба Господня в Иерусалиме

1652 - после смерти патриарха Иосифа митрополит Новгородский и Прилуцкий Никон избран на первосвятительский престол

1656 - патриарх Никон основывает Воскресенский монастырь на р. Истре

1658 - начинает строиться Воскресенский собор

1658 - разойдясь во взглядах с царем Алексеем Михайловичем, Никон удаляется в Воскресенский монастырь

1666 - Никон лишен архиерейского сана и сослан в Ферапонтов монастырь. В вину ему ставят помимо прочего создание монастырей "с неприличными обаче титлами и суетными именованиями, новый Иерусалим нарицая и Голгофу, Вифлеем, Иордан и Галилею, глумяся из божественных вещей и ругаясь вещем святым"

1681 - скончался Никон
 
1685 - было полностью закончено строительство Воскресенского Собора и освящено 18 января того же года патриархом Иоакимом.
1698  - у стен монастыря подавлен стрелецкий мятеж
 
1723 - обрушился шатер над часовней Гроба Господня

1749 - императрица Елизавета Петровна возобновляет строительные работы в монастыре, ее указом монастырю возвращено историческое имя: "Ставропигиальный Воскресенский, Новый Иерусалим именуемый, монастырь"

1759 - спроектированный Растрелли деревянный шатер завершен

1874 - архимандрит Леонид устраивает в северной трапезной палате музей Никона

1919 - Воскресенский монастырь закрыт  и объявлен "художественно-историческим памятником старины"
 
1920 - в его зданиях открылся Художественно-исторический и краеведческий музей, с 1935 года – Московский областной краеведческий музей.

1941 - дивизия СС "Райх" взрывает монастырь. Обрушилась колокольня, шатер ротонды и большая глава Воскресенского собора

1993 - завершен монтаж восстановленного шатра ротонды

1994 - возобновлен Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь
 
1995 - возобновлена иноческая жизнь
  
 
Список архитектурных сооружений монастыря: 
 

 
 
Воскресенский собор (1658—1685)

 
 
 
Остатки колокольни
(разрушена в 1941 г.)

 
 
Церковь Константина и Елены
(подземная церковь)

 
 
 
Святые ворота с надвратной церковью
(1694—1697)

 
 
Трапезная с церковью Рождества Христова
(конец XVII в.)

 
 
Палаты царевны Татьяны Михайловны
(конец XVII в.)

 
 
Солодовые и кузнечные палаты
(1690—1694)

 
 
Настоятельские покои

 
 
Братский корпус
(изображение
временно
отсутствует)
 
Караульные палаты

 
 
Палаты «монастырских детёнышей»

 
 
Больничные палаты
(конец XVII в.)
(изображение
временно
отсутствует)
 
Красной погреб
 
 
Крепостные стены и башни монастыря (1690 - 1694): 
 

Гефсиманская башня

Сионская башня
  Давидов дом
  Надвратная Елизаветинская башня
Иноплеменничья башня
Башня Варуха
  Ефремова башня
  Дамасская башня
 
    
(Ротонда над Храмом Гроба Господня в Воскресенском соборе, фото 2007 г.)

 
 
 
Материал был взят с сайтов:
 
и
 
 
 
Почитать о Ново-Иерусалимском монастыре можно на следующих сайтах:
 
 
 
 
 
 
 
 
ФОТОГРАФИИ являются собственностью автора сайта.
 
Материал добавлен 06/2007, изменен 01/2008
 
Просмотров: 8560 | Добавил: Elena
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]